Read in your language

04.05.2017

В споре рождается не истина

"Холивары в комментариях? Не, не слышал".

Мне всегда было чуждо желание распинаться перед незнакомыми людьми где-то на просторах Интернета. А вот споры на кухне знакомы мне и многим из вас не понаслышке. 

Не понаслышке я знаю и о дебатах. С 5-го класса я играла в дебаты. Сначала по формату Карла Поппера с моими одноклассниками, затем по парламентскому формату с командами из других городов. 
И чему меня научили дебаты? Нет, не тому, как эффективно спорить.
Дебаты научили меня видеть всё с разных углов

Дело в том, что перед началом любой игры известна была только тема. А то, какую точку зрения ваша команда будет отстаивать по данному вопросу, определял жребий. Я уже и не вспомню, сколько раз мне приходилось убеждать судей и аудиторию в том, что я сама не разделяла. Так, лет в 10 мне с серьезным лицом пришлось говорить о том, что зима лучше лета. А ведь я так люблю лето.

Споры трактуются по разному, некоторые психологи даже приравнивают спор к зависимости. 

Как ни странно, интересную и доступную интерпретацию причин, по которым у нас может возникнуть желание спорить, я нашла в журнале Cosmopolitan.

1. Спор как самозащита (по Карен Хорни, амер. психолог). Внутренние проблемы некоторых людей заставляют их постоянно защищаться, причем еще до того, как на них кто-то напал. Внешний мир такой человек заранее считает враждебным, и стратегия нападения — это превентивная защита.

2. Внутренний конфликт. Зигмунд Фрейд описал психику как поле боя между инстинктами и правилами, спор различных противоречащих друг другу желаний. При этом внутренние споры  могут переходить и во внешний мир, т. к. на разрешение ситуации сил уже не остается.

3. "Дар предков". Спор - оформленный в безопасную форму способ борьбы за различные блага. Наши предки боролись за средства выживания, пропитание, территорию и противоположный пол. Поэтому доказывать свое превосходство над другими у нас к крови.

Так, после нескольких лет занятий дебатами я научилась постоянно видеть вещи с разных сторон, но продолжаю спорить, чтобы показать другим оборотную сторону того или иного вопроса. 


В споре редко рождается истина. В нем раздувается самолюбие, сбрасывается негатив, рушатся одни стереотипы и рождаются другие. В общем, спор как и все в этом мире имеет свои положительные и отрицательные стороны. А истина, она где-то посередине. 


Фото: chicodeluigi.it