Read in your language

03.12.2016

Самый страшный тип предвзятости. Какой он?

Мы все в той или иной степени подвержены влиянию стереотипов. Все мы иногда вешаем ярлыки, или их вешают на нас. Судим о других по внешнему виду, и о нас тоже судят по цвету волос, дороговизне часов, длине юбки…
Все это звенья одной цепи вместе с предвзятостью и предвзятым мнением о каких-то вещах.

Среди всего этого "разнообразия" каждый сам решает, что для него самое страшное и неприемлемое. Но какой же тип предвзятости страшнее всего? Что может повлечь за собой самые плачевные последствия?

Давайте разберемся.

Легче всего это сделать на жизненном примере, потому что в теории каждый из нас, пожалуй, имеет определенное представление.

Среди друзей, с которыми я когда-то познакомилась в Стамбуле, есть одна замечательная девушка. Девушка, которая окончила университет, изучает английский язык, интересуется модой, скоро сдает на права и… носит хиджаб. Мы с ней провели много вечеров вместе за чаем и беседах о ее городе, книгах, парнях. Для меня в тот момент она была словно лучик света, на столько глаза ее сияли искренностью и пониманием, что языковой барьер просто таял на глазах. 
Тогда же в Стамбуле я познакомила ее с моим европейским другом, который в городе был на три дня. Мимолетное знакомство, 20 минут в кафе, пара фраз, фото на крыше.
Весной прошлого года она пригласила меня на свою свадьбу, традиционную турецкую свадьбу. Это было неожиданно, потому что до этого я ни слова о ее будущем муже не слышала. Но даже за 5 тысяч километров до меня долетели чувства, переполнявшие ее в тот момент. Положительные эмоции предвкушения, волнения и радости.

В эмоциональном ли порыве или в ходе обычного обмена новостями, я обмолвилась об этом в разговоре с тем другом. Не ожидая особого энтузиазма с его стороны, я все же была неприятно удивлена его вопросом: «А она хотя бы знала своего жениха до сватовства?»

по восточным (в т.ч. мусульманским) традициям, родители могут выдать замуж девушку и без ее согласия. Вариаций может быть много - за калым (выкуп), воровство невесты, выдача замуж за брата погибшего мужа и т.д.
казахам и казашкам это также хорошо знакомо


В этот момент меня будто вырвали из моего иллюзорного мира, в котором каждый ищет и находит счастье, и затолкали в серую «реальность».

Реальность, в которой общество (западное, восточное, международное) решает за нас о том, при каких условиях и каким образом мы должны становиться счастливыми.

Парень, за которого она выходила замуж, на самом деле был ее школьной любовью. 
По прошествии нескольких месяцев они живут вместе.
А в моей голове замерла все та же ее мягкая улыбка и фраза: «Я бы всем порекомендовала жениться и выходить замуж... если это настоящая любовь, конечно».

Так, самая страшная предвзятость в мире - это предвзятость по отношению к тому, что делает других людей счастливыми. Словом, предубеждение о счастье других.

Освободив разум и сердце в первую очередь от такого рода предубеждений, мы и сами станем немного счастливее.