Read in your language

12.11.2016

Античность в крови или вкус к номадизму

Недавно я встретила путешественника родом из Анкары. Уже полгода он ездит по Европе с рюкзаком за спиной. Таких знакомых у меня много, но одна фраза, высказанная им, не выходила у меня из головы:

*проведя весь текущий день в Эрмитаже, говорит о своих планах на следующий*
- … в планах также успеть посмотреть оставшуюся часть Эрмитажа после 6.
- я была в Эрмитаже лишь единожды
- понимаешь, я вырос в окружении великолепия античности. Гордость Турции. Так получается, что вкус к этому мне привит.

К слову, у Турции богатое имперское прошлое, правда.

Я впервые услышала о такого рода причине посещения музея. В большинстве своем люди отправляются туда из интереса, уважения и в отдельных случаях ценители истории и искусства руководствуются чем-то другим. Парень этот, скажу, не искусствовед и не историк.

Тогда я задумалась, о чем я могу сказать с такой же гордостью? О каком окружении, о вкусе к чему? Какая культура повлияла на то, кем я являюсь сейчас?

Думаю, что каждый из нас порой задается порой такими вопросами.
Я попыталась разобраться.
Нет, я не буду излагать весь курс истории Казахстана на страницах блога.
Лучше я немного расскажу о номадизме, культуре кочевников.

«Номадизм - это кочевой образ жизни людей» - подсказывает толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко.

История и культура казахов - это история и культура номадов.

Интересный взгляд на это был высказан Каир Тлеугабыловой  и  Ажар Беркинбековой  в статье «Уникальная ролькочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации» для журнала  «Молодой ученый».
Авторы считают, что влияние кочевнической культуры на эволюцию общечеловеческой духовной культуры недооценен. А причина этому то, что кочевники не произвели никакой значительной материальной цивилизации (городов, империй, документов, письменности), за исключением курганов (захоронений).
«Кочевники странствовал ради знаний, поскольку знания помогали выжить. Те, кто имел опыт широких странствий, владели богатейшей информацией, и потому в древности люди относились с большим почтением ко всем странникам, принимали их как истинных посланников и учителей. Природа, космос, погода, животные — все могло стать для них источником информации, необходимой для выживания. С этого, собственно говоря, и началось развитие человеческой духовности».

По этому вопросу давно уже ведутся споры в научной и около научной среде.
Но что, если не останавливаться на истории, а посмотреть на настоящее и будущее?

Глобализация, интернационализация - неотъемлемые части современного мира. И кому ли, как ни путешественникам, бэкпэкерам об этом не знать?
Среди моих знакомых число так называемых диджитал-номадов ("цифровых кочевников") или тех, кто желает стать ими,  растет стремительно.

Диджитал-номадами («цифровыми кочевниками») называют профессионалов, предпринимателей, которые в своей работе не привязаны к определенному месту и работают через Интернет. Эти люди проецируют феномен номадизма в современном смысле, как свободу без ограничений (определённую экзистенциальную свободу).

Тут, конечно, можно сказать что современники "кочуют" не для выживания вовсе. Вместе с тем, их психология, принципы и соответственно духовность аналогичны представлениям древних кочевников, которые отрицательно относились к стационарности в целом.

Если посмотреть на второе определение «номадизма» из словаря, которое звучит так: «концепция, согласно которой будущее человечества видится не в национально-территориальной замкнутости и ограниченности, а в свободном передвижении по всей планете людей и их творений; всепланетное кочевничество»... культура кочевников вырисовывается в виде культуры будущего.

По логике моего турецкого знакомого я могу теперь сказать, что я выросла в номадической культуре. И у меня есть особый вкус к путешествиям и свободе...

А следующие поколения путешественников будут приезжать в Центральную Азию, чтобы бродить днями по степям, отдавая дань уважения кочевой культуре.

Фото: Pinterest