Read in your language

21.10.2016

Illdentity или самосознание нового поколения

Кем вы себя считаете? С кем себя ассоциируете?

Здесь могут быть сотни тысяч ответов. И все они правильные.

Россиянин, казашка, мать/ отец, гетеро/ гомо, вегетарианец/ веган… ВИЧ-инфицированный?

… звучит как-то не привычно. И что, если некоторые люди видят в твоей идентичности болезнь?

Эндрю  Соломон (Andrew Solomon, писатель, журналист) выделяет два типа самосознания:
- вертикальный, который передается из поколения в поколение – этничность, национальность, язык, религия. Это то, что ты имеешь общего со своими родителями и детьми. Некоторые из них сложны, и нет даже попытки их вылечить.
- горизонтальный. Тот, который складывается благодаря равным тебе людям (окружению). Это самосознание чуждо нашим родителям и нам приходится познавать его через своих сверстников. Обычно именно этот тип пытаются излечить".

О чем это он? Я поясню на своем примере.

Я – диабетик. Я осознаю себя диабетиком. И первое, что мне сказали в больнице в далеком 2003 году: «Это твой новый образ жизни». В первую очередь, конечно, это коснулось моих родителей и повлияло на их жизнь. Во вторую – моих друзей. И далее – всех людей, окружающих меня. Потому что, не смотря на то, что за свою жизнь несу ответственность только я, именно они видят, как я делаю инъекции и именно они вытаскивали меня не раз из тяжелых состояний.
Так, мои родители осознают себя, как родителей диабетика. А друзья – друзьями диабетика? Уже не раз ко мне обращались знакомые и даже знакомые знакомых с вопросами о диабете. Редко это было вызвано обычным любопытством и все чаще тем, что им или их друзьям был поставлен диагноз. Так, вопросы варьировались от способов построения диет до способов психологического принятия.

«Пока ты воспринимаешь это как болезнь - это тюрьма. Как только ты начинаешь воспринимать это как идентичность, это становиться источником твоей свободы», - говорит Эндрю.

А тем временем число людей с диабетом возросло со 108 миллионов в 1980 году до 422 миллионов в 2014 год (по данным ВОЗ). А заветные пилюли все еще не изобретены.

И можно было бы долго рассказывать про разницу между 1 и 2 типом и других деталях. Но я сегодня моя цель не поднятие осведомленности. Этим у нас занимается государство, НКО.

Эндрю написал книгу "Далеко от яблони" ("Far from the Tree: Parents, Children and the Search for Identity"), которая достаточно известна в мире и России, в частности. В основу легли 300 интервью с родителями, дети которых родились другими. Не похожими на них. А именно, аутистами, шизофрениками, глухими, карликами, вундеркиндами, трансгендерами.


«И я думаю, что наше нравственное обязательство - давать людям право заявлять любое их качество, как свою идентичность».

Фото: Pinterest